На отечественном рынке встречается разное по принципу своей работы газобаллонное оборудование. Для более удобной его классификации специалисты пользуются таким термином, как «поколение». В связи с этим, сразу стоит отметить, что газобаллонное оборудование (ГБО) бывает первого, второго, третьего, четвертого, пятого и шестого поколений. 1-е поколение ГБО, или, как еще принято говорить ГБО-1, мы рассматривать не будем, ввиду того, что такой тип оборудования в нашей стране уже не встретишь. Начать подробное рассмотрение темы стоит непосредственно со второго поколения.
В механическую систему ГБО 2-го поколения добавили электронные дозирующие приспособление, функциональность которого основана на возвратной связи датчиком, показывающим наличие кислорода – лямбда-зонд. Подобные установки предназначены для инжекторных моторов с катализатором. В ГБО второго поколения вместо ручного дозатора уже используется электронный дозатор, регулирующий подачу газовой смеси с помощью электрического мотора шагового вида. Настройка ГБО осуществляется компьютером.
Управление дозатором осуществляется с помощью электронного блока, опирающегося на сигналы датчика кислорода. Это предоставляет возможность поддерживать оптимальную концентрацию газовой смеси. Электронный блок одновременно принимает сигналы с датчиков, определяющих обороты двигателя ТС, и в каком положении находится дроссельная заслонка. Это требуется для оптимизации газовой смеси на переходных рабочих режимах силовой установки.
Основные преимущества ГБО-2:
Главным преимуществом газового оборудования ЕВРО 2, по мнению многих автолюбителей, является стоимость и доступность такого оснащения на любой вид автомобилей.
В отличие от 2-го поколения, рампа форсунок здесь расположена максимально близко к впускному клапану цилиндра вместе с механическим шаговым дозатором, что позволяет избежать лишнего впрыска. Переключение между подачей газа и бензина автоматическое, но и газовые форсунки у 3-го поколения механические. Они открываются только тогда, когда в магистрали возникает повышенное давление, тогда как в 4-м поколении исходящее давление редуктора, синхронизированный впрыск электронных форсунок с катушкой в комплекте настраиваются на ЭБУ при помощи ноутбука.
Основные преимущества ГБО-3:
После ознакомления с конструкцией установки самое время получить представление о том, как работает ГБО 4 поколения. Находясь в жидком состоянии пропан-бутановая смесь из баллона по специальным магистралям поступает в редуктор, где происходит её преобразование в газообразную форму. Затем горючее проходит через газовый фильтр в целях предотвращения попадания различных включений в двигатель. Пройдя основательную очистку, смесь поступает на топливную рампу, где с помощью форсунок происходит её точное дозирование. Заключительным этапом является попадание горючей смеси в коллектор двигателя, и дальше через впускные клапана непосредственно в камеры сгорания.
Основные преимущества ГБО-4:
5 поколение газобаллонного оснащения для автомобилей отличается от всех предыдущих поколений своими радикальными в некотором смысле изменениями. Именно эти изменения и стали причиной повышенного внимания к моделям газового оборудования 5 поколения. Следует описать несколько наиболее отличительных особенностей ГБО 5-го поколения, по причине которых оно может рекомендоваться потребителю:
Повышенная надежность. Из описания ГБО 5 поколения следует, что оно имеет сверхскоростные форсунки, а также продвинутый газовый блок управления, способный автоматически корректировать впрыск газа без изменения бензинной топливной карты. Такой принцип работы ГБО 5 поколения гарантирует слаженность работы системы. Также благодаря ему минимизируется вероятность возникновения ошибок и быстрого выхода из строя установки при несвоевременной диагностике или ремонте.
Повышенное удобство эксплуатации. За счет усовершенствованной конструкции обслуживание такого оснащения является крайне редким и не требует такой частой диагностики и контроля. Как задумывали сами разработчики в процессе создания таких моделей ГБО, при использовании газа для двигателя лишь малая его часть должна оставаться в детали. Большая часть топлива должна полностью сгорать.
Основные преимущества ГБО-5:
Принцип работы ГБО 6 во многом схож с ГБО 5 поколения:
Основные преимущества ГБО-5:
Самым важным преимуществом является способность жидкого газа подаваться в камеру сгорания двигателя через штатную топливную систему, включая бензиновые форсунки.
Другими техническими достоинствами являются следующие: